"Античные" фотографии барона фон Глёдена


Anna_Livia_Plurabelle все записи автора Барон Вильгельм фон Глёден (Wilhelm von Gloeden) родился 16 сентября 1856 года в замке Фольксхаген, (192x258, 18Kb) близ Висмара в Восточной Германии. Он был дворянин по происхождению, довольно богат и образован. Изучал историю искусства в Ростоке и Висмаре, готовился стать художником. В возрасте 20 лет фон Глёден перенёс пневмонию в тяжелой форме. Обнаружив у него начинающийся туберкулез, врачи посоветовали барону выбрать более теплый климат для постоянного проживания.
К удивлению родственников, фон Глёден без малейших колебаний согласился на переезд из Германии — классическое образование потянуло его в Италию. В 1878 году он выбрал маленький городок фермерского типа на северо-восточном побережье Сицилии, называемый Таормина (Taormina), приобрёл небольшую, но роскошную резиденцию и обосновался в ней вместе со своей сестрой Софией.

 (352x480, 56Kb)

Там он занялся фотографией, в чём ему помог также переселившийся в Италию двоюродный брат, фотограф Вильгельм Плюшов. Плюшов был немного старше барона и раньше него начал заниматься эротической фотографией. Собственно, именно Плюшов и ввел фон Гледена в эту область фотоискусства. Однако он оказался менее талантлив, чем его двоюродный брат, с художественной точки зрения его фотографии несколько проигрывают из-за недостаточного освещения, а подчас — неестественности поз изображённых на снимках моделей. Да и судьба меньше благоволила ему: в 1902 году Плюшов был осуждён за «сводничество» и «развращение несовершеннолетних» и провёл восемь месяцев в тюрьме.

 (405x500, 66Kb) (368x500, 33Kb)

В 1907 разгорелся ещё один скандал — Плюшова обвинили в сексуальной связи с 12-летним мальчиком. Эти события вынудили его приблизительно в 1910 году навсегда покинуть Италию. Плюшов поселяется в Берлине. О более позднем периоде его творчества известно крайне мало. Плюшов, так ни разу и не женившийся и не имевший детей, умер в 1930 году. В целом творчество фотографа оценивается не так высоко, как фотографии, сделанные его двоюродным братом, бароном фон Глёденом.
   (398x567, 41Kb)

Судьба Вильгельма фон Гледена была гораздо более спокойной и удачной. В 1893 барон участвовал в ежегодной выставке Королевского фотографического общества в Лондоне. Его особым стилем стало соединение мужской обнаженной натуры с антуражем древнего мира — Греции, Рима. Это, кстати, помогло обществу принять их откровенный эротизм. Моделями ему служили реальные сицилийские юноши (среди них — Винченцо Гальди), часто — его любовники, но композиция фотографий, как правило, строилась с опорой на образцы античного и позднейшего искусства (эфебы), с удачным использованием живописной природы Южной Италии.

 (300x416, 37Kb)

Фон Глёден организовал в Таормине так называемый «Древнегреческий Театр» — излюбленное место посещения туристов и горожан. Мальчики были не только актёрами, играя в Таорминском «Греческом театре», созданном бароном, но и приобретали познания из античной истории.

Таорминский Греческий Театр

 (372x500, 47Kb)  (346x500, 38Kb)

Интересно, что отношение деревенских жителей к открытой гомосексуальности фон Глёдена было вполне спокойным благодаря его человеческим качествам: щедрости и готовности в любой момент прийти на помощь.
   (391x500, 49Kb)

 (360x263, 78Kb)

Фотоработы художника постепенно стали привлекать к себе хоть и настороженное, но пристальное внимание. Многие из выдающихся людей стали навещать барона в его «резиденции». Среди них были Элеонора Дузе, Анатоль Франс, Оскар Уайльд и даже сам король Великобритании Эдуард VII. Работы его ценили также Габриеле д’Аннунцио, кайзер Вильгельм II, Рихард Штраус и др.

барон27 (400x548, 104 Kb)
Небольшое воспоминание о посещении фон Глёдена оставила Зинаида Гиппиус (З. Гиппиус «Вечер у барона»). Известнейший банкир и магнат Ротшильд часто посещал гостеприимный дом художника и был одним из почитателей его таланта.

 (527x397, 55Kb)

Удивительно, но на рубеже 19 и 20 веков, когда борьба с гомосексуализмом в Европе была в самом разгаре, фон Глёден, который ни в жизни, ни в искусстве не скрывал своих сексуальных пристрастий, пользовался всеобщим уважением. Его фотографии очень быстро завоевали международное признание.

 (333x500, 54Kb) (346x500, 42Kb)

Сотни известных людей оставили свои записи в его гостевой книге: Оскар Уайльд, подаривший фотографу подписанный экземпляр знаменитой поэмы «Баллада Рэдингской тюрьмы», прусский принц Август Вильгельм, король Испании Альфонс, кайзер Германии Вильгельм II и многие другие. А английский король Эдуард VII использовал дипломатический багаж, чтобы вывезти в Великобританию фотографии Вильгельма фон Глёдена!

Фотографируя обнаженных юношей, барон оставался уважаемым человеком, в то время как другие итальянские фотографы — уже упомянутый выше Вильгельм Плюшов в том числе — попадали за подобные деяния в тюрьму.

 (350x445, 29Kb)

Барон фон Глёден умер 16 февраля 1931 года. Его любовник и фотомодель Панкраццио Бучини (Pancrazio Buciunì) по прозвищу Мавр (из-за его смуглой кожи) стал наследником всех работ барона, насчитывающих более трёх тысяч негативов.

На снимке слева в женском наряде Панкрацио Бучини (Мавр)
 (449x600, 27Kb)

В 1936 году 2,5 тысячи негативов были уничтожены фашистской полицией Италии как порнографические, сам Мавр был на короткое время отправлен в тюрьму. После смерти Бучини в 1963 его сын продал сохранившиеся негативы антиквару. Уникальные негативы фон Глёдена так и не увидели свет до окончания Второй мировой войны.

 (393x500, 69Kb)

Ну и напоследок — несколько снимков в более крупном формате…

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s