Как Матильда Кшесинская с Лениным судилась


Как Матильда Кшесинская с Лениным судиласьМАТИЛЬДА КШЕСИНСКАЯ. ФОТО — GLOBAL LOOK PRESS
Вспоминаем самые интересные страницы биографии знаменитой балерины, ставшей героиней скандального фильма «Матильда».

Страсти вокруг фильма «Матильда» разворачиваются под рожденным еще в советские времена лозунгом «Не читал, но осуждаю». Якобы фривольное обращение с образом Николая Второго, канонизированного православной церковью, возмутило депутата Госдумы Наталью Поклонскую. В трейлере картины мелькают эротические сцены с участием Николая, тогда еще не царя, а лишь наследника престола, и балерины Матильды Кшесинской. Речь идет именно о трейлере, ведь картина в прокат должна выйти лишь 25 октября, чуть позже появится многосерийная телеверсия.

Странно делать выводы лишь на основе рекламного ролика, к тому же, как прекрасно знают киноманы, зачастую в окончательные версии фильма попадают не все сцены, фрагменты которых мы видим в трейлере. Тем не менее расследование, инициированное Поклонской и призванное выяснить, не оскорбляют ли материалы «Матильды» чувств верующих, продолжается. В его рамках, кстати, активно обсуждается внешность Кшесинской — женщины, с точки зрения Поклонской, не слишком привлекательной и не способной вызвать интерес у Николая. Как бы то ни было, не только фильм режиссера Алексея Учителя, но и фигура самой балерины вызывает сейчас неподдельный интерес. Изучение ее биографии — дело не менее увлекательное, чем расследование Натальи Поклонской.

От Виктории до Михалины

Какой покажут нам Матильду в новом фильме, остается лишь гадать. Ясно лишь, что это будет яркая девушка с неординарной внешностью. Сыграла танцовщицу 24-летняя польская актриса и музыкант Михалина Ольшанская. Насколько она похожа на реальную Матильду? Сходство, если верить фотографиям примерно столетней давности, есть. А ведь Ольшанская будет не первой актрисой, кому выпала честь воплотить на экране образ легендарной балерины.

В «МАТИЛЬДЕ» КШЕСИНСКУЮ СЫГРАЛА ПОЛЬСКАЯ АКТРИСА МИХАЛИНА ОЛЬШАНСКАЯ, ЦЕСАРЕВИЧА НИКОЛАЯ — НЕМЕЦ ЛАРС АЙДИНГЕР.

10 лет вышел мини-сериал «Звезда империи», посвященный Кшесинской. Вышел и, как говорится, сразу зашел. Не показанный ни одним из главных телеканалов, он остался незамеченным — ну а что взять с незатейливой костюмированной постановки в духе «Института благородных девиц»? В те годы Наталье Поклонской явно было не до теле- и кинопродукции, а жаль — в «Звезде империи» тоже есть что покритиковать. Цесаревич Николай, сыгранный Тимофеем Федоровым, предстает перед зрителями замкнутым, вялым юношей (вялость сына отмечает и отец Николая император Александр в исполнении Александра Феклистова).

Николай влюбляется в Матильду, заваливает ее подарками, она, конечно же, отвечает ему взаимностью и герои оказываются в одной постели. Сцены в постели, кстати, тоже имеются, пусть и снятые весьма целомудренно. Пожалуй, то, что фильм не добрался до массового зрителя, пошло его создателям на пользу — возможно, они бы сейчас также вынуждены были отбиваться от депутатских атак.

В сериале Кшесинсую сыграла актриса Виктория Садовская-Чилап. В ее трактовке Матильда — девушка решительная, целеустремленная, способная бороться за свою любовь и выдержать неизбежную в мире балета жесткую конкуренцию. Правда, Виктория выглядит чересчур высокой — внешность у нее не столько балетная, сколько модельная. На самом деле Кшесинская высоким ростом не отличалась — скромные даже по тем временам 153 сантиметра.

Танцовщица благородных кровей

Впрочем, не в росте и не во внешности, которую так бурно обсуждают сейчас после атак Поклонской, кроется феномен Кшесинской. Женщина, в которую отчаянно влюблялись цари и князья, обладала редчайшим магнетизмом, помноженным на колоссальный талант. В наши дни такая артистка наверняка получила бы от журнала People титул «Самая сексуальная из ныне живущих женщин». И это было бы совершенно заслуженно.
Родилась Матильда 31 августа 1872 года в семье артистов Мариинского театра Феликса Кшесинского и Юлии Доминской, поэтому выбор за девочку был сделан еще до ее появления на свет — разумеется, она должна была танцевать. А близость к аристократическим кругам определялась тем, что балет был одним из главных царских развлечений, а балерины регулярно становились фаворитками высокопоставленных особ. Но не только этим.

КАДР ИЗ СЕРИАЛА «ЗВЕЗДА ИМПЕРИИ». В РОЛИ МАТИЛЬДЫ — ВИКТОРИЯ САДОВСКАЯ-ЧИЛАП.

В жилах Матильды, согласно семейному преданию, текла дворянская кровь — прадед девушки якобы носил фамилию Красинский и был польским графом, однако утратил и состояние, и титул, и документы, подтверждающие его благородное происхождение. Пришлось предку Матильды идти в актеры и пробиваться наверх через сцену — бывший граф стал в итоге звездой польской оперы. Не исключено, что в том числе и дворянское происхождение повлияло на очевидные успехи Кшесинской, карьера которой развивалась стремительно. Поначалу, правда, Матильда была в тени своей старшей сестры Юлии, также посвятившей себя балету — Маля, как называли девушку в семье, носила унизительное для будущей примы звание «Кшесинская №2». Однако Маля не сдавалась, да и преподаватели Императорского театрального училища не сомневались в том, что у этой студентки большое будущее.

О бравом гусаре замолвите слове

Разумеется, вряд ли бы мы сегодня обсуждали жизнь Кшесинской, если бы ее достижения ограничивалась только сценическими успехами. Привлечь внимание первых лиц государства — чем не успех для артистки? Тем более совсем юной. Матильде было 18, когда она впервые встретилась с наследником российского престола. Император Александр Третий с семейством удостоил своим вниманием дипломный спектакль Матильды, а затем на праздничном ужине усадил ее рядом с сыном. Самодержец словно намекал 22-летнему Николаю на то, что эта девушка ему очень подходит — не для брака, конечно, а для легкого флирта. Можно ли считать отношения цесаревича и балерины флиртом или это было чем-то большим? Вряд ли создатели сериала «Звезда империи» и фильма «Матильда» посвятили бы этому роману столько времени и сил, если бы ничего серьезного в нем не было.

НАСЛЕДНИК РОССИЙСКОГО ПРЕСТОЛА НИКОЛАЙ (ТИМОФЕЙ ФЕДОРОВ) И ЕГО ОТЕЦ, ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР (АЛЕКСАНДР ФЕКЛИСТОВ) — ТАКИМИ ИХ УВИДЕЛИ ЗРИТЕЛИ В СЕРИАЛЕ «ЗВЕЗДА ИМПЕРИИ».

Эти отношения длились около четырех лет — вряд ли здесь можно говорить о какой-то легкости. Если верить некоторым источникам, престолонаследник однажды сам заявился в гости к своей возлюбленной, отрапортовав прислуге — мол, гусар Волков прибыл к мадемуазель Кшесинской! Затем эти «гусарские» набеги стали регулярными. Молодые люди всерьез увлеклись друг другом, и лишь суровая необходимость жениться не по любви, а по расчету заставила Николая расстаться с Матильдой. Случилось это в 1894 году, когда Николай был вынужден жениться на дочери герцога Гессенсого Алисе (впоследствии императрице Александре Федоровне). Увы, как пела Алла Пугчева, жениться по любви не может ни один король. Ну и царь, само собой, тоже.

Дядя Сережа и дядя Володя

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ ДУШИ НЕ ЧАЯЛИ В ТАЛАНТЛИВОЙ ТАНЦОВЩИЦЕ. ФОТО — GLOBAL LOOK PRESS

Как бы то ни было, роман с наследником стал важнейшим элементом карьеры Матильды, которой, конечно же, гораздо легче при таком покровительстве было получать главные роли в спектаклях. Впрочем, всем злопыхателям она отвечала достойно, демонстрируя на сцене высочайшее мастерство. Неслучайно именно Кшесинская первой из российских балерин стала исполнять 32 фуэте подряд — прежде это удавалось только итальянским артисткам. Расставание с цесаревичем не пошатнуло позиций балерины, и во многом потому, что она сохранила близкие отношения с представителями рода Романовых.

Ее новым возлюбленным стал двоюродный дядя Николая, великий князь Сергей Михайлович. Князь был ровесником Николая, однако при этом приходился ему двоюродным дядей. Чувства князя к танцовшице были, пожалуй, намного сильнее тех, что испытывал его племянник. Вскоре в жизни балерины появился еще один великий князь и — вот совпадение! — еще один дядя Николая, Владимир Михайлович. Который был на 25 лет старше Мали. Однако ухаживаниям младшего брата Александра Третьего Кшесинская предпочла внимание, проявленное к ней его сыном, великим князем Андреем Владимировичем. Семилетняя разница в возрасте артистку (она, разумеется, была старше) не смущала.

Отцы и дети

Актерский талант и врожденное умение манипулировать мужчинами позволяло балерине ловко маневрировать между своими возлюбленными, сохраняя отношения со всеми и приумножая за счет щедрых подарков свое и без того внушительное состояние. Правда, беременность, о которой Кшесинская узнала в 1901 году, принесла определенные трудности — Матильда просто не знала, кто отец ребенка, а наука в то время продвинулась не настолько далеко, чтобы решить этот вопрос с помощью теста ДНК. Ребенка были готовы признать и Андрей Владимирович, и Сергей Михайлович. Последний и стал официальным отцом мальчика, появившегося на свет 18 июня 1902 года и получившего имя Владимир (Кшесинская хотела назвать новорожденного Николаем, но сделать это по понятным причинам не могла).

Позже Владимир получил потомственное дворянство. Пригодилась и фамилия прадеда Матильды — Красинский, которая отныне принадлежала юному Владимиру Сергеевичу. Впрочем, отчество Сергеевич Володя носил лишь до неполных 19-ти лет. В 1921 году во Франции Матильда вступила в брак с великим князем Андреем Владимировичем, и тот усыновил юношу. Владимир стал Андреевичем. Таким причудливым образом разрешились сомнения Матильды по поводу того, кто именно — князь Сергей Михайлович или князь Андрей Владимирович, — был биологическим отцом ее сына. Каждого из них Володя имел право называть папой.

НАТАЛЬЯ ПОКЛОНСКАЯ МОГЛА БЫ ПРИДРАТЬСЯ И К АКТЕРУ, ИГРАЮЩЕМУ В «МАТИЛЬДЕ» НИКОЛАЯ ВТОРОГО. У НЕМЦА ЛАРСА АЙДИНГЕРА БИОГРАФИЯ ВЕСЬМА ПЕСТРАЯ — НАПРИМЕР, В НЕДАВНЕМ ТРИЛЛЕРЕ «ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ПОКУПАТЕЛЬ» ОН СЫГРАЛ ЖЕСТОКОГО УБИЙЦУ…
…А В СКАНДАЛЬНОЙ ЛЕНТЕ ПИТЕРА ГРИНУЭЯ «ГОЛЬЦИУС И ПЕЛИКАНЬЯ КОМПАНИЯ» АРТИСТ И ВОВСЕ УЧАСТВОВАЛ В ОТКРОВЕННЫХ СЦЕНАХ, ГРАНИЧАЩИХ С ПОРНОГРАФИЕЙ.

Большевиков — к ответу!

В Канны, где Кшесинская стала мужем Андрея Михайловича, балерина попала привычным для русской знати путем — революция, гонения, эмиграция. С учетом того, каким влиянием обладала Матильда при дворе, тот факт, что ей удалось вырваться за границу, можно назвать удачей. Жестокость, с которой большевики расправились с царской семьей, могла бы ударить и по балерине. Шутка ли: во время Первой мировой Кшесинская якобы активно участвовала в распределении военных заказов и, соответственно, рулила мощными финансовыми потоками. Ее богатство и власть вряд ли могли спровоцировать вспышки народной любви — скорее, наоборот. К счастью, Матильда вовремя покинула Петербург, в то время уже именовавшийся Петроградом. После февральской революции 17-го года она из соображений безопасности оставила свой знаменитый особняк, в котором прожила больше десяти лет и который по иронии судьбы вскоре стал штабом большевиков.

Кшесинская наивно попыталась отсудить право вернуться в дом. Иск был адресован в том числе и персонально Владимиру Ульянову, правда, делу против него так и не дали ход, так как вождь мировой революции в доме вроде как постоянно не проживал. Интересно, что попытки Матильды выселить тогда еще не пришедших к власти Ленина и Ко даже увенчались формальным успехом, однако исполнять судебные распоряжения революционные силы не спешили. Вокруг особняка развернулось настоящее сражение, в котором большевики противостояли солдатам временного правительства. На дворе стоял июль 17-го, обстановка в Петрограде была, мягко говоря, нервная, и Кшесинская почла за благо покинуть столицу и бросить дом, пусть и принадлежащий ей по закону.

Приехать в Париж и умереть

Балерина с сыном отправилась в Кисловодск к Андрею Владимировичу, а Сергей Михайлович остался в Петрограде (спустя год он будет расстрелян в Алапаевске). Вскоре и до тихого Кисловодска докатилась революционная волна, надежд на возвращение к прежней спокойной жизни уже не оставалось, перспектива эмиграции вырисовывалась перед Матильдой все отчетливее. В марте 1920-го она села в Новороссийске на пароход, доставившей ее в Константинополь, а оттуда — во Францию, в городок Кап-д’Ай, в котором у Кшесинской была вилла.

Франция стала второй родиной Матильды, на тот момент прибытия в Европу вплотную подобравшейся к полувековому юбилею (ей было 48). Вторую половину жизни она провела здесь, открыв балетную школу в Париже , работая над мемуарами, заботясь о семье и, в общем-то, будучи человеком счастливым. То, что Кшесинская дожила до 99-ти лет, сей факт подтверждает — люди, которых жизнь не устраивает, вряд ли бы за нее так отчаянно цеплялись.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s