SmartMoney больше нет


Анастасия Алексеева   пятница, 8 мая 2009 года, 15.28

Выпуск журнала остановлен

  

Еженедельник SmartMoney стал первой кровавой жертвой кризиса на отечественном медиарынке. Так и не найдя свою нишу среди прочей бизнес-прессы и потеряв существенную часть доходов от рекламы, журнал отправится в небытие до — если повезет — перезапуска уже в новом виде, но под прежним названием.

18 мая выйдет последний выпуск журнала SmartMoney. ИД «Бизнес Ньюс Медиа», которым владеют среди прочих Independent Media Sanoma Magazines и News Corp., принял решение о приостановке издания: не исключено, что к концу года под тем же названием будет выходить новый ежемесячник о частных инвестициях. Новое издание может стать нишевым и будет распространяться по подписке, пояснил «Коммерсанту» гендиректор «Бизнес Ньюс Медиа» Михаил Дубик. Но сначала новую концепцию должны одобрить акционеры.

Является ли кризис в СМИ временным, развился ли он только вследствие глобального финансового кризиса, или же классические медиа безвозвратно теряют свои прежние позиции? Иными словами, есть ли у газет шанс по-новому привлечь читателя, который уходит в интернет, и найти новые способы сделать печатную прессу прибыльным бизнес-активом?

SmartMoney выходит с 2006 года тиражом 50 тыс. экземпляров. По данным TNS Global за сентябрь 2008 — февраль 2009 года, средняя аудитория одного номера SmartMoney составляла 51,3 тыс. человек, в то время как у «Коммерсанта-Власти» — 144 тыс., у «Денег» — 124,8 тыс., у «Эксперта» — 123,5 тыс., а у «Русского Newsweek» — 97,6 тыс. человек. По данным «СПАРК-Интерфакс», которые приводит «Коммерсантъ», выручка «Бизнес Ньюс Медиа» без учета НДС в 2007 году составила 1,2 млрд рублей.

Мы правили тексты до умопомрачения. Всю лажу извлечь из них всё равно не получалось — это можно сделать только в ежемесячнике; но выходили статьи, в которых не было цитат пиарщиков и дурацких аналитиков, а были цитаты реальных участников событий. Текст о компании в SmartMoney только в исключительном случае мог выйти без слов ее топ-менеджера — CEO, COO, на крайняк финдиректора. Первый номер вышел 13 марта 2006 года. На рождественской вечеринке Independent Media в конце 2006-го нашей редакции досталось больше всего пластмассовых «Оскаров», которых IM раздает каждый год…

Ну а про то, что творилось дальше с журналом, я много раз писал в этом ЖЖ. Один за другим ушли все редакторы (первым Вдовин, еще когда я дорабатывал последние недели). Уволили за «небизнесовый» дизайн Кожухову. Через 22 месяца после моего ухода Миша Дубик, который хотел назвать журнал «Лидером», выступил на корпоративном сайте IM. Он объявил о редизайне, объяснил, что я был кадровой ошибкой, потому что делал журнал для какой-то несуществующей «интеллектуальной элиты бизнеса», и что дизайн Кожуховой был говно. Но с приходом Саши Малютина на мое место ситуация стала исправляться и коммерческие результаты не заставили себя ждать.

Основная причина закрытия журнала — сокращение объема рекламы и, следовательно, доходов. Если раньше в журнале было 15 рекламных мест, то в последнее время рекламы хватало в среднем на шесть полос. По словам господина Дубика, еженедельные издания пострадали сильнее других в первом квартале этого года, и хотя падение продаж у журнала было меньше, чем в среднем по рынку, — 25—26%, а не 50% — для журнала даже такая динамика неприемлема. По данным аналитического центра «Видео Интернешнл», который цитирует «Коммерсантъ», еженедельные журналы оказались вторыми после рекламных изданий по падению рекламных доходов. Еженедельники потеряли 49% рекламных поступлений, а их доходы составили 980 млн рублей. При этом падение продаж в ежемесячных журналах — 41%, еженедельных газет — 23%, ежедневных газет — 36%.
Однако глубинная причина провала SmartMoney не столько в падении доходов, сколько в нежизнеспособности самой концепции издания. Главный редактор Slon.ru и первый главный редактор SmartMoney Леонид Бершидский: «Я считаю, что журнал в том виде, в котором он выходил с декабря прошлого года, не имело смысл выпускать — это был призрак настоящего SmartMoney. Концепция и макет были изуродованы усилиями менеджеров, которым редакторы не нашли в себе сил сопротивляться. Этот продукт не выделялся из общего ряда и был неконкурентоспособен».

РБК собирается подписать соглашение с кредиторами о реструктуризации своей задолженности в течение 30 дней. Такая срочность вызвана тем, что Банк Москвы, вложивший в холдинг 17 млн долларов, подал в марте иск в Лондонский международный арбитражный суд и в качестве обеспечительной меры добился ареста кипрских активов медиахолдинга.

По большому счету ниша экономической прессы на отечественном медиарынке уже плотно занята. Это и газеты («Коммерсантъ», «Ведомости»), и журналы, которые выходят не первый год («Эксперт», «Деньги», «Профиль»), и, наконец, многочисленные интернет-проекты, доступ к которым по-прежнему бесплатен. Чем может привлечь читателя и рекламодателя новый журнал? Читателя — уникальным контентом, скорее всего, нишевым; компании — выходом на уникальную таргетированную аудиторию. Соответствовал ли этим требованиям SmartMoney? В значительной степени нет.

SM, любимое чтение в 2006—2007 годах, еле-еле дотянул до трехлетия. Начало же было блестящим. В 2005-м — самом начале 2006-го я очень жалел, что дурацкая китайская стена внутри IM (ИД Independent Media. — «Часкор») не дает мне возможности поучаствовать в его запуске. Журнал быстро стал «любимым чтением»… Вот эта статья Володи Федорина и Андрея Литвинова и сейчас кажется образцовым журнальным макроэкономическим текстом, а вот эта работа Андрея Злобина, Юли Говорун и Лени Бершидского — столь же «хрестоматийной» демонстрацией того, как надо писать о мировых финансах, о перекличках между глобальными и российскими сюжетами…
Единственным явным недостатком журнала в 2006-м — начале 2007-го было его тяготение к форме альманаха: 4/5 материалов не были привязаны к событиям прошлой или наступившей недели…
С уходом Лени (или раньше, не знаю) в команде редакторов (Саша Малютин, Володя Федорин, Юра Грановский) гармонический лад расстроился. Креатива постепенно становилось всё меньше и меньше, статьи — всё более шаблонными… Совершенно провальным был номер про личную инфляцию, над которым трудились, кажется, месяца три. И который использовался в дурацком маркетинге — дескать, мы посчитали вашу персональную инфляцию. Инвестиционные полосы вообще требовали реформы уже полтора года как, но никто их не слышал. Внешний вид журнала — дело вкуса, конечно, — изменился примерно так же, как облик «Ведомостей». То есть испортился, мне кажется. Постепенно размылись стандарты — из статей и колонок стали исчезать топ-менеджеры, а сами статьи по рынкам и компаниям, поначалу на порядок превосходившие отчеты инвестбанковских аналитиков по тем же темам, наоборот, стали их перепевать. К осени 2008-го мне уже казалось, что продлевать дальнейшую агонию издания не стоит.
Видимо, эта угроза придала редакции сил и бодрости. Последние полгода были не хорошими, но лучше предыдущих. Время чтения журнала снова выросло, хоть и несильно, с 30 до 45 минут. После длительного перерыва появились запоминающиеся статьи… Назвать это новым взлетом, или подъемом, очень трудно. Но нельзя и сказать, что журнал тупо шел на заклание. Ухудшение контента было остановлено, ребята делали что могли. Поэтому закрытия журнала жаль, у него еще могла быть другая жизнь.

Наряду с высококачественными статьями, чьи достоинства признавали и читатели, и конкуренты, они носили более общеэкономический характер, чем это было необходимо рынку. Кому эти статьи были адресованы? Самому широкому кругу читателей. К кому через журнал могли обратиться рекламодатели? Опять же к самому широкому кругу, чьи потребности в таком случае не очевидны. Можно предположить, что, если бы не пресловутый кризис, SmartMoney могли бы раскачать рыночное равновесие и выбить почву из-под ног одного-двух конкурирующих изданий. Однако этого не произошло. Сокращение числа рекламных полос в журнале показывает, что с началом экономических пертурбаций рекламодатели, повсеместно урезающие свои бюджеты, сделали свой выбор не в пользу SmartMoney. Достанется ли их реклама конкурентам? Тоже вряд ли, считает Бершидский: «Реклама, которую туда продавали, никуда особенно не перетечет — одни и те же клиенты тонким слоем размазывали свои бюджеты по нескольким бизнес-изданиям, так они и продолжат поступать в дальнейшем».
Попытка перезапуска журнала, если таковая состоится, говорит ровно о том же. SmartMoney не нашел своей ниши и будет пытаться сделать это вновь и, видимо, попытается завоевать нишу более профессионализированной прессы. Чтобы было очевидно, кто читатель и зачем ему это нужно.
Может ли перезапуск оказаться эффективным — теоретически? Может. Несколько месяцев назад ИД «Коммерсантъ» перезапустил журнал «Секрет фирмы» в ежемесячном режиме. По словам коммерческого директора ИД Павла Филенкова, «рекламы столько же, а расходы на выпуск, включая печать, сокращаются почти двукратно». Поверим г-ну Филенкову на слово.
Сам SmartMoney тоже находился в постоянном поиске своего места, о чем свидетельствует обновление формата издания в конце прошлого года. В декабре на сайте ИД Михаил Дубик подтвердил, что журнал активно сокращает расходы и докручивает недокрученную концепцию издания, «которая казалась актуальной далеко не всем представителям целевой аудитории». Далее во всех смертных грехах Дубик обвинил Леонида Бершидского, назвав его «кадровым промахом», делавшим «журнал для некой «интеллектуальной элиты бизнеса», не связанный при этом с текущими событиями». «Акционеры ждали от SM хороших бизнес-показателей, но тираж журнала почти не рос, да и рекламодатели были не совсем довольны его странноватым оформлением».
В результате изменений дизайн был переделан, формат приближен к текущим событиям, увеличилось число горящих тем. Но журнал это не спасло.
По случайному совпадению 18 мая, в день смерти SmartMoney, откроется новое интернет-издание — Slon.ru — под руководством всё того же Бершидского. Главные темы ресурса, как значится на еще не открытом сайте проекта, — экономика и бизнес. «То, что мы делаем, — не только бизнес-проект, но также эксперимент по адаптации нашего опыта к среде, в которую сейчас переезжает читатель деловой прессы, и наших представлений о правильной редакционной работе — к стандартам нынешнего, а не прошлого века». И хотя проект отрицает возможность конкуренции с BFM.ru Антона Носика (и уж тем более с DailyOnline.ru Рафа Шакирова. — «Часкор»), очевидно, что в рядах деловых бизнес-проектов грядет пополнение.
Выживут ли новые проекты, или кризис доберется и до них? Если экономический спад продолжится, он не обойдет стороной интернет, хотя до сих пор его влияние на онлайновые СМИ было наиболее поверхностным.

За просмотр деньги платят


Валентин Мальцев   четверг, 1 апреля 2010 года, 08.33

Интернет-СМИ в срочном порядке переходят на платную модель

Сколько медиааналитики ни говорили о бесперспективности платного контента в интернете, издатели переходят именно на эту модель. Похоже, другого выбора нет: рекламный рынок в интернете хоть и растёт, но всё ещё слишком мал для того, чтобы прокормить всех работающих в нём журналистов. С 1 апреля на платную модель переходит и издательский дом «Эксперт».

Онлайном и в розницу
Тем, кто хочет читать издание в электронном виде, придётся оформить подписку. В месяц «Эксперт» обойдётся в 330 рублей, «Русский репортёр» в 200, а «D-штрих» можно купить только на полугодие или год за 690 или 999 рублей соответственно. Для сравнения: бумажная копия, по официальной информации на сайте ИД (розничная цена в киоске может отличаться), стоит значительно дороже («Эксперт» — 182 рубля, региональные приложения —142 рубля, «Русский репортёр» —152, «D-штрих» —115).
Кроме того, появится система микроплатежей. При попытке прочитать каждый закрытый материал пользователь получит вот такое сообщение:
«Материал находится в области платного доступа.
Отправьте SMS с текстом exp на номер 9696, чтобы получить доступ к этому материалу.
В ответном сообщении вы получите код. После ввода кода вам будут предоставлен доступ к данному материалу, а также:
Доступ к архиву этого года на неделю
Ссылка на свежий «Эксперт» в формате PDF
С вашего мобильного счёта будет списана стоимость услуги — от 43 до 45 рублей, в зависимости от тарифа оператора сотовой связи».

Руководитель интернет-проектов «Эксперта» Александр Шерман так прокомментировал принятое решение: «Мы производители качественного контента для взыскательного потребителя. Это отличает нашу ситуацию от сугубо рекламной модели, где низкая цена контакта обусловлена массовым потреблением. Наш контакт дорог, поскольку у нас качественная аудитория. Развитие баннерной рекламы, превалирующей сейчас в сегменте СМИ, идёт в сторону массовости и снижения цены контакта. По сути, идёт девальвация контента и аудитории. Работает опасная для рынка в целом обратная связь: падает цена контакта, падает качество контента, падает качество аудитории, падает цена контакта. Мы преодолеваем эту негативную для нас и для потребителя тенденцию.

«Надо полагать, издатели просто обязаны сделать расценки на электронную рекламу ниже, чем в печатной прессе, поскольку создать журнал в цифровом виде значительно проще и дешевле ввиду отсутствия расходов на распространение и типографию», — говорит в интервью NYT Стив Штурма, вице-президент североамериканского подразделения Toyota. Издатели, напротив, хотят цены поднять: дескать, реклама на iPad будет значительно эффективнее печатной.

Другой резон видим в том, что нужно устранить отрицательное влияние тотальной доступности контента на продажи печатной продукции. Судя по опросам, мы можем увеличить продажи процентов на десять, если люди не будут иметь возможность достать тот же текст в интернете».
Частично платным станет и доступ к архиву: «Это будет сделано выборочно и имеет смысл делать с материалами, которые сохраняют коммерческую ценность. Пока что платным стал только доступ к трём специальным выпускам. Вы можете увидеть их на сайте. Это «Мир после глобализации», «Технологии будущего» и последний — «Почему Китай не будет править миром». Платным стал также журнал «D-штрих». Его номер остаётся в платном доступе до выхода следующего, то есть две недели».
При этом ежедневно обновляемый сайт Expert.ru останется, как пояснил «Часкору» Александр Шерман, «в основном бесплатным для читателя».
Кто первым встал
Основоположником идеи платных СМИ в интернете в их новейшей истории можно считать Руперта Мёрдока. Медиамагнат уверовал, что контент его изданий слишком дорог для того, чтобы тиражировать его бесплатно. И неоднократно заявлял о готовности сделать сайты своих газет полностью платными. Начать он решил с The Times и The Sunday Times. Плату за доступ к ним начнут брать уже в июне этого года. К лету сайт Times Online, объединявший контент обоих изданий, будет закрыт, а ему на смену придут платные Thetimes.co.uk и Thesundaytimes.co.uk, которые будут открыты в мае и первый месяц будут работать бесплатно. Тридцати дней, полагает Мёрдок, будет достаточно для того, чтобы читатели могли в полной мере убедиться в необходимости покупки контента.
Стоить это удовольствие будет весьма недёшево. Сутки подписки — 1 фунт. Правда, если подписаться сразу на неделю, то это обойдётся в 2 фунта, а не в 7. Что немаловажно, эти цены действительны только для жителей Великобритании. Иностранцам придётся платить вдвое (!) больше!
Издатели, однако, надеются, что платные пользователи при этом будут не только читать газету, но и оставлять комментарии на сайте, смотреть инфографику, заполнять свои персональные полосы новостей. «Мы надеемся, люди будут не только читать The Times, но и станут частью газеты», — заявил по этому поводу её главный редактор Джеймс Хардинг.
Меж тем история полна примеров, когда переход интернет-СМИ на платную модель не приносил ему ни денег, ни подписчиков. Яркий пример — газета Newsday, которая в октябре 2009 года ввела абонентскую систему доступа. Неделя доступа — 5 долларов, год — 260. На момент принятия этого решения аудитория Newsday.com составляла 2,2 млн человек, а спустя два месяца она упала до 1,5 миллиона. Причём все посетители читали только немногочисленные бесплатные материалы: за три месяца на платную версию ресурса подписалось лишь 35 человек. На редизайн сайта в связи со сменой его бизнес-модели было потрачено 4 млн долларов, а заработано с тех пор всего 9 тыс. долларов.

«В прошлом году было ощущение абсолютной катастрофы и невозможности существовать в новых экономических условиях. Сейчас медиахолдинги в той или иной степени смогли выкрутить крантики по максимуму и найти равновесные модели, когда можно продолжать производить и продавать свой медиапродукт и даже иметь с этого некоторую прибыль. Практически все крупнейшие ИД из большой десятки закончили 2009 год с прибылью. Одни из лучших результатов показали Independent Media Sanoma Magazines и Burda» — так прокомментировал «Часкору» итоги конференции советник ИД Media3 Василий Гатов. Но потом сменил интонацию.

Мёрдока, правда, эта история не смущает: бизнесмен утверждает, что читатели The Times очень лояльны, а потому желающих подписаться будет несравнимо больше. Что ж, в июне узнаем.
А пока глобальный прогноз по платному потреблению информации и сервисов в интернете неутешителен.
Аналитическая компания Nielsen провела в Австралии (на родине Мёрдока) опрос и выяснила, что за фильмы в Сети готово платить около 51% интернет-пользователей страны, а вот за новости — лишь 28% из них. При этом уже когда-либо платил за информацию в СМИ лишь 1% респондентов. Правда, если добавить в интернет-СМИ мультимедийности, ситуации можно улучшить: оплачивать просмотр ТВ-шоу в интернете готовы 46% австралийцев. Выгодно также продавать в интернете журналы в PDF или схожем формате (43% готовы за это платить).
Не важно, что 74% опрошенных готовы тратить деньги на платный контент в том случае, если он станет намного лучше и эксклюзивнее. 75% при этом полагают, что раз сайт становится платным, на нём вообще не должно быть рекламы.
Данные январского опроса компании Harris Interactive ещё менее утешительны: 77% пользователей вообще не готовы платить за новости, а 19% не готовы отдавать за это более десяти долларов в месяц. Таким образом, аудитория Мёрдока — это лишь 4% читателей Times Online.
«Фри щит»
Пока Мёрдок стремится упрятать весь свой контент «за решётку», другой, теперь уже британский, издатель завоёвывает рынок с помощью бесплатных газет. На днях стало известно о том, что российский бизнесмен Александр Лебедев приобрёл за символическую плату в 1 фунт один из столпов британских СМИ — газету The Independent. Своё первое британское детище — газету Evening Standard, приобретённую также за 1 фунт стерлингов у её владельцев в 2009 году, Лебедев уже перевёл на бесплатные рельсы и весь в этом преуспел. Её тираж вырос вдвое, и Evening Standard, как в старые добрые времена, стали массово читать в метро. Рекламодатели не могли не оценить прорыва, и издание фактически было спасено.
Есть ли у Лебедева такие же планы относительно Independent, пока неизвестно, но выглядит такой план весьма вероятным. Положение The Independent на рынке сегодня весьма шаткое. За последние два года её тираж сократился на 26%, а воскресный так и вовсе на все 35%. В январе газета продавалась всего в 185 тыс. экземплярах. Газету нужно спасать, так или иначе.

Просторы на продажу


Анастасия Алексеева   пятница, 9 апреля 2010 года, 12.18

Openspace.ru ищет новых инвесторов

  

Как стало известно «Часкору», Openspace остро нуждается в финансовой поддержке. Интернет-портал, освещающий вопросы культурной жизни, начал испытывать большие трудности после того, как его владелец Валерий Носов оказался под следствием, что уже привело к финансовому кризису в издании.

В данный момент руководство «АртМедиа Груп», которой принадлежит интернет-портал Openspace и журналы Blacksquare и Art+Auction/Russia, ведёт переговоры с несколькими инвесторами, однако окончательное решение ещё не принято.

27 февраля 2010 года стало известно о том, что департамент экономической безопасности МВД России совместно с УФСБ России по г. Москве и Московской области задержали бывшего первого заместителя министра финансов правительства Московской области Валерия Носова по подозрению в вымогательстве 80 млн рублей. По официальной информации, Носов с двумя другими обвиняемыми вымогали деньги у предпринимателя, который выступил поручителем при получении кредита от подконтрольной Носову финансовой корпорации «Горизонт», занимающейся факторингом.
В соответствии с судебным решением строительная компания, получившая заём, признана несостоятельной, а погашение кредита возложено на поручителя. Решением суда последний обязывался ежемесячно отчислять кредиторам денежные средства из заработной платы. Однако Носов потребовал от поручителя немедленную оплату долга, в зачёт которого хотел получить объекты недвижимости на сумму более 80 млн рублей, принадлежавшие его бывшей супруге. В противном случае Носов угрожал коммерсанту возбуждением в отношении него уголовного дела по надуманному основанию, связанному с незаконным оборотом наркотиков, а также похищением сына.
Обвинения в адрес Носова стали следствием крупного скандала в Московской области, связанного со строительством финансовой пирамиды, куда оказалось замешано и правительство области, где Носов был замминистра финансов. Сам министр, по данным следствия, зимой был замечен в Куршевеле, но находится ли он под следствием в данный момент, доподлинно неизвестно.

Редакционный директор «АртМедиа Груп» Дария Тролле подтвердила «Часкору» факт ведения переговоров. «Переговоры касаются инвестиций во все проекты «АртМедиа Груп», но мы не можем назвать конкретные имена до момента принятия решения».
Поэтому по поводу возможного инвестора остаётся только гадать. По предположениям «Часкора», инвестором «АртМедиа Груп» могла бы стать медиагруппа «Живи!» (журнал «Сноб», одноимённый портал snob.ru, газета F5 и телеканал о здоровом образе жизни «Живи!»), спонсируемая миллиардером Михаилом Прохоровым, или «Национальная Медиа Группа» Юрия Ковальчука (телеканалы РЕН и Пятый канал, газета «Известия»). У обоих медиахолдингов может найтись достаточно свободных финансов для инвестиций в ИД. Openspace в свою очередь вполне мог бы вписаться в структуру обеих медийных корпораций. В НМГ, учитывая недавнюю реструктуризацию Пятого и «РЕН», интернет-портал о культуре содержательно дополнил бы эфир телеканалов, которые обращаются к мыслящей, выше среднего интеллектуального уровня, телеаудитории. Участники элитарной сети «Сноб» тоже вполне соответствуют интеллектуальному цензу Openspace.
С другой стороны, можно предположить, что к этому яркому изданию могут проявить интерес и другие инвесторы, которые верят в перспективы интернет-медиа, среди которых Openspace зарекомендовал себя как качественное издание.
Пожалуй, обращение к интеллектуальной аудитории с текстами, далеко не все из которых легко доступны пониманию среднестатистического читателя, сделало Openspace оригинальным и даже выдающимся явлением Рунета, роль которого для качественных интернет-СМИ в чём-то оказалась сравнимой с появлением «Эсквайра» среди беспощадного русского глянца. Открывшись два года назад, портал в среднем собирает по несколько тысяч просмотров на статью (эта статистика доступна на самом сайте, статистика же на Liveinternet закрыта) и, за исключением раздела «Общество», пишет об актуальных событиях современной культурной жизни. Некоторые тексты и вовсе становятся событиями общественной жизни, как это произошло с колонкой Андрея Лошака «Закоротило», которую более чем за месяц прочитали почти полмиллиона человек.

Еженедельник SmartMoney стал первой кровавой жертвой кризиса на отечественном медиарынке. Так и не найдя свою нишу среди прочей бизнес-прессы и потеряв существенную часть доходов от рекламы, журнал отправится в небытие до — если повезёт — перезапуска уже в новом виде, но под прежним названием.

Openspace уже доказал, что является весьма успешным и авторитетным в культурном плане стартапом и если бы не ситуация, в которой оказался его основатель, мог бы состояться и в финансовом смысле. Дария Тролле уверена, что Openspace следует рассматривать именно как коммерческий проект, который уже собирает рекламу (на главной странице висит баннер автомобилей Lexus и паевого фонда УК БФА). «Самоокупаемость проекта — вопрос ближайшего времени», — подтверждает г-жа Тролле.
Впрочем, абы какую рекламу на портал не повесишь. По мнению экспертов, которых опросил «Часкор», супердорогая аудитория, на которую ориентируется Openspace, требует такой же дорогой, люксовой рекламы. Почти как «Эсквайр». И вот тут могут возникнуть сложности. Большинство нынешних рекламодателей журнала — дорогих брендов, которым интересна российская элитарная аудитория — с наступлением кризиса остались за рубежом, и хватит ли их на всех — большой вопрос.

ИД «Бурда» закрыл один из своих журналов, обещая вновь запустить его через два года. Состоится ли второе пришествие Madame Figaro, какие ещё утраты могут в ближайшее время грозить рынку глянца и кому адресовано новое издание с антикризисным названием «Жадность»?

Крое того, не стоит забывать и о том, что проблема самоокупаемости для современных интернет-медиа — это сегодня вопрос не только заработков, но и сокращения расходов, а это всегда болезненно для традиционной модели качественного издания.
Следствие по делу г-на Носова, конечно, несколько снижает шансы медиагруппы на то, что поиск новых инвесторов пройдёт быстро и безболезненно, но тем не менее можно надеяться на то, что выход будет найден в самом скорейшем времени. Будь повод для поиска инвестора несколько иным, можно было бы не сомневаться в том, что этот качественный интернет-актив был бы оторван с руками и ногами. И хотя пока портал не приносит прибыли, его бизнес-модель остаётся перспективной и многообещающей.